Радужный путь художника

Ляли

Асадуллиной

В защиту радуги


Мост небесный между тонким и явленным
Дуга радости прошлого с будущим
Нам поможет понять тайны древнего,
Кто есть я на Земле, тем кто думает!

 
     Не могу не написать о том, что волнует меня в последнее время и как художника, и как человека. В СМИ все чаще натыкаешься на то, что символ радуги постепенно становится символом людей нетрадиционной половой ориентации. Посмотрите на западные гей-парады - в руках полуголых, нелепо разукрашенных особ обоего пола – радужные флаги. Это не просто огорчает. Меня возмущает тот факт, что с какой легкостью нормальные люди – натуралы это проглатывают. Недавно я сама столкнулась с нечто подобным. Дама приехавшая из-за границы, указывая на мою цветную заколку сказала, что глядя на нее, там меня приняли бы за «сами знаете что». ЧТООО!!! Я сказала ей, что я люблю радугу, что у меня другие ассоциации. И я не собираюсь в угоду чьим-то извращенным понятиям менять свое мнение. Пусть они меняют свою раскраску на более им подходящие оранжево-красные цвета. Именно они, согласно эзотерическим знаниям, по цветам соответствуют двум нижним чакрам, отвечающим за половую сферу. Но никак не все цвета. В нашей стране само название этого небесного явления образное - дуга радости. Исстари радугу связывали с лестницей в небо, с мостом между человеком и небом. Или Богом - об этом говорится во всех религиях. Меня давно интересует эта тема и по ней прочитано немало. Например, в книге Терезы Версполь «Возникновение и тайна радуги с тоски зрения гетеанизма » эта тема рассматривается и как раскрытие человеком своей радуги. «Весь окружающий мир гармонизируется в человеке как в некой точке, так что человек может также с полным правом быть описан как микрокосмос. И такое небесное явление, как радуга, являющее собой первообраз, не может не обнаруживаться также и в человеке. Но как это можно понимать? … Вся наша земная природа и Космос одушевлены; в цвете душа природы и всего Космоса становится видимой для человеческого глаза, и человек может душевно переживать цвета и тем самым становиться причастным душе природы и всего Космоса. Цвет – это мост между человеком и душевным миром! У того, что внешне нам является как цвет, есть внутреннее, есть сущностное зерно, и это душа. Человеческая душа своими ощущениями реагирует на видимые проявления мировой души и тем самым доказывает, что обе являются сущностями одного рода, ибо «подобное может быть познано лишь подобным»….. Это значит нечто иное, как то, что человек в самом себе переживает всю сущность цвета в образе его душевных настроений, от тишайшей радости до захватывающего восторга; боль, тоска, надежда, разочарование – душевные настроения во всех оттенках и нюансах протекают через человеческую грудь. «Круговорот мира, круговорот духовности» бушует в собственной груди человека. … Человек несёт в себе свою собственную радугу. Мы несём в нашей груди те же самые силы, которые в облаках ведут к святейшему явлению радуги». Под впечатлением от этих знаний и небесного узора у меня появились серии картин: «Радужный путь», «Пробуждение», «Аркаим». Что ж , мне их теперь не показывать на выставках ?! В нашей стране столько детских лагерей, организаций, конкурсов , магазинов имеющих название «Радуга». Что же теперь им всем менять вывеску, в угоду заграничным кукловодам, которые провоцируют это и подменяют понятия. Ведь не дяденьки в стрингах это придумали, а манипуляторы в дорогих костюмах – это очевидно. И здесь идет речь не о ущемлении их права на свободу выбора, которое западная пресса пыталась нам дать в вину еще перед Олимпиадой в Сочи, после запрета пропаганды гомосексуализма, а о навязывании бесстыдного, аморального, поведения. Да, да, надо называть вещи своими именами. Во все времена, повсеместно в здоровом общество это, мягко выражаясь, не приветствовалось. Иначе уже давно бы наша цивилизация выродилась. Это не просто игры в толерантность. Если у кого- то есть проблемы с гормонами, то есть специалисты. А если нет желания к ним обращаться, тои показуху не надо устраивать . Это взаимоотношение двоих, а не толпы. Даже трудно представить, если бы натуралы стали устраивать свои секс парады. Радуга - общечеловеческий символ прохождения эволюционного пути каждого человека. Если мы начнем думать: «А что там кто-то скажет?», то может повториться история с такими же прекрасными космическим символом вечного движения, как свастика издревле бывшим символом нашего Млечного пути. Как известно, он стал одним из самых главных знаков, взятых фюрером с Тибета для своей партии лет 80 назад. А ведь сам знак существовал значительно раньше и на нашей территории, вплоть до 1918года ( на одной из денежных купюр.) Издревле он был на узорах, украшающих быт и одежду жителей Руси. Он имеет более 100 изображений и автоматически негатив идет и на слово и на все изображения. Сейчас, поди, попробуй, изобрази свастику в своих работах – его сразу назовут фашистским. Или знак пятиконечной звезды – знак совершенного человека , в перевернутом виде его ,непременно, будут соотносить с другим понятием. На днях об идеи написания этой статьи я сказала моей коллеге. На что она ответила, что не надо ворошить и тема сама рассосется. Возможно, она и права. Но последние события на Украине говорят об обратном. Мы все игнорировали их майдан и посмотрите, во что это вылилось теперь! Я думаю, что права, написав ее, и многие со мной согласятся. Надеюсь, еще больше людей поддержат. Эта статья не против взглядов секс-меньшинств. Все-таки у нас свобода мировосприятия. Эта статья в защиту символа радуги от попытки присвоения ее изображения, о желании сделать ее их знаком! Хотя самой радуге, конечно же, все равно. Я очень хочу, чтобы в нашей стране символ радуги ассоциировал только с радостью и преображением, и чтобы его изображение преумножалось. Мне очень понравилось в связи с этим то, что на нашей Олимпиаде в Сочи была радужная символика и в одежде, и в оформлении. У меня дома лежат радужные перчатки из Сочи– радость в руках. Асадуллина Ляля, художник. 03. 05. 2014

Художник и время


     В галерее «Урал» с 26 октября работает не совсем обычная выставка. Ее, не без основания, можно назвать « Художник и Время» , так как здесь представлены не только картины, но и старинные часы удивительного человека и мастера – Трегубова Константина Федоровича. Глядя на его работы, я вспоминаю нашу первую встречу, произошедшую месяцем раньше в глубинке , хотя и не так далеко от Уфы. Наверное, не успокоюсь, пока не напишу про двух замечательных людей, с которыми свела нас дорога в природу. Думаю, что эта картина такой необычной деревенской жизни была дана мне не случайно. Возможно, именно ради этого эпизода я оказалась в этом небольшом путешествии, потому и хочу поделиться своими впечатлениями о мире необыкновенный доброты ,подкупающей искренности и простоты, который мне открылся. С годами все сильнее понимаешь , что нужно вовремя говорить слова восхищения людям, которые этого заслуживают. Заслуживают своими делами, всей своей жизнью. Порой для этого достаточно и трехчасового общения. Так часто мы не успеваем или просто забываем говорить даже своим близким слова благодарности, не говоря уже о других людях, в той или иной мере благожелательно прикоснувшихся к твоей жизни. Ведь груз не сказанных добрых слов, не сделанных нужных дел, накапливаясь в большой ком, так и тянет вниз сожалениями не выполненного, что мешает дальнейшему эволюционному движению. В наше быстротечное время надо успеть сказать людям как можно больше добрых слов в перевес грубым, невежественным, безразличным словам, что порой или чаще всего превалируют в нашем окружении. Как говорил известный бард в своей песне: «…давайте говорить, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не надо нам бояться». Выезд на пленер для художников – событие особое. Запечатлеть живую природу, да еще в период «бабьего лета», да еще в дружной компании- то, что надо. Вот мы и колесили по полям –по лугам в последние теплые денечки сентября в поисках красивых пейзажей. Мы – это команда художников объединения «Тан», что состоит при галерее «Урал», сама управительница галереи Карима Шариповна- организатор этой поездки и автор этих строк, с радостью примкнувшая к этой группе прямо перед самой поездкой. Примерно через час езды от Уфы к нам на своей «Ниве» присоединился местный художник Константин Федорович Трегубов, с которым заранее, еще в городе было оговорено, что он покажет нам подходящие для пленера места. Окончательно мы остановились у небольшого озера и несколько часов достаточно плодотворно поработали. Не буду подробно описывать сам процесс творения, не об этом речь, а о местном мастере. Надо сказать, что я не обратила внимания на его слова о том, что мы перекусим у него. У каждого из нас был свой дежурный обеденный пакет с едой и термосом. И в конце предполагалось , что будет, как в таких поездках бывает, что-то вроде общего стола. То, что мы будем настоящими гостями у этого художника, для меня было сюрпризом. В том- то и прелесть - в приятной неожиданности происходящего. А ведь так часто бывает наоборот - после сильных похвал чего –либо ожидаешь большего , а в результате - разочарование. В данном случае для меня – полная неизвестность об этом человеке - перешла в приятные открытия. Прежде всего, о его картинах. Где бы мы не находились - в дворовой беседке или в одном из двух небольших домов – всюду добрые пейзажи родного края. Причем, как сказал сам автор, пишет он исключительно кисточками самого малого размера -нулевкой, единичкой и двойкой. От того и работы выполнены безукоризненно, с детальной проработкой и это его право. По технике исполнения эти работы относятся к наивному искусству. Но по моему твердому убеждению ,такое любительское искусство прежде всего от слова любовь. И, согласитесь, так много картин профессиональных художников , которые заморачивают свою и чужие головы различными обобщениями и грязной палитрой, что за колористическими задачами уже и не видно самой природы. А в работах этого художника такая чарующая чистота и любование природой во все времена года, в любое время суток. Здесь и бескрайние пшеничные или подсолнечные поля, и прозрачные реки с крутыми скалами, и хороводы белоствольных берез… Дальше хочу написать о его втором не менее важном для него увлечении - о времени, в самом прямом смысле этого слова. На всех беленых стенах рядом с картинами висят десятки отремонтированных им часов. Здесь и немецкие, и японские, и голландские, и конечно же, старинные русские часы. Огромные напольные и небольшие настольные, или полностью сделанные по своему проекту, часы. И они все тикают. Мастер воодушевленно рассказывал, как неделями вытачивал некоторые недостающие детали или на токарном станке изготовлял, сложной конструкции, короб для новых часов и рисовал к ним циферблат. Сообщу также, что в местном музее в Иглино Константин Федорович успешно провел свою выставку старинных отремонтированных настенных часов - более 30 экземпляров. На все это мы смотрели под звуки старого романса, исходившего от трофейного патефона, конечно же, починенного хозяином дома. Что касается хозяйки дома, то глядя на неё никак не скажешь, что это деревенская баба, тем более не дашь ее лет. Короткая современная стрижка ярко рыжих волос, внимательный, мудрый взгляд васильковых глаз, голубые джинсы и мягкий светлый свитер- стильная женщина. Такая и в городе – редкость, красавица . Людмила Сергеевна сдержанно и с любовью показывала свои цветочные грядки, сожалея о том, что большинство цветов уже отцвели и не видно уже роскоши цветения ее сортовых роз, гладиолусов, георгин и петуний. Заглянули мы и на их пасеку - там свой сладкий мир. Мы узнали, что «деревенскими» они стали уже на пенсии, а до этого работали учителями. Константин Федорович- отличник профтехобразования СССР, готовил специалистов для сельского хозяйства. Он вел уроки рисования, черчения и физкультуры, а впоследствии стал заместителем директора в стерлитамакском техникуме №1. В дальнейшем он также преподавал в СПТУ №84 г. Уфы. Людмила Сергеевна – ветеринарный врач, преподавала в зоотехникуме спецдисциплины. Также мы узнали, что прадед хозяина дома - Алексей Яковлевич Трегубов был одним из основателей этой деревни Ново-Троицкой в 1871 году. Дед – Семен Алексеевич работал в «Красном обозе», а отец - Федор Семенович был участником ВОВ. Уже за накрытым до отказа столом хозяева угостили нас еще и своим козьим молоком, вкусными голубцами, душистым медом и медовухой, сделанной без дрожжей и хмеля, попутно, по нашей просьбе, рассказав рецепт этого напитка. Константин Федорович обмолвился, что его внука попросили пригласить деда в школу на День пожилых людей и рассказать о себе. А он сетует, что не о себе надо говорить молодежи, а о том, как жить честно, любить свою Родину, заниматься любимым и нужным делом. Летом они со всей родней отпраздновали свою «Золотую свадьбу», а я вспомнила, как прочитала в интернете про одну такую же золотую пару. На вопрос, как им удалось вместе прожить столько лет, они ответили, что родились и жили в те времена, когда сломанные вещи чинили. А ведь это правда. Над этим стоит подумать. Я сидела напротив них и просто любовалась этой парой. Такая не показная, искренняя любовь и уважение друг другу, чистота, трудолюбие, что не выдержала и сфотографировала их на память. Мы купили у них мед - душистый, густой и не прозрачный ,а матовый, цвета березовой осенней листвы. Знаю, что вкушая его, буду всегда вспоминать нашу удивительную, добрую поездку и этих милых людей. Асадуллина Л.Г. Осень. 2012 г.

Лоскутное путешествие.



     Я часто захожу в одну из своих любимых галерей в Уфе - галерею «Урал» на выставки коллег по цеху – графиков и живописцев. Более 20 лет заведует этой выставочной площадью Кайдалова Карима Шариповна. Энтузиаст своего дела. Эта галерея также способствует возрождению и популяризации древних видов ремесел, таких как: ткачество, вышивание, войлок, лоскутное шитье , обработка дерева и кожи, другие виды народного творчества.
     С 25 октября здесь работает выставка лоскутного творчества «Корама Туй», ежегодно проходящая в этих двух уютных залах. Здесь представлены много интересных работ, выполненных в различных техниках ручного набора и разнообразные виды стежек выполненные на специальных машинах ; небольшие камерные работы и многоярусные большие полотна. Есть композиции, отражающие современные события, – это предстоящая зимняя Олимпиада в Сочи, и, традиционные для этого вида искусства, декоративные полотна, натюрморты, пейзажи и современные композиции.
     Но мне хочется рассказать о своем первом впечатлении от лоскута. Еще год назад, в ноябре прошлого года, мне запомнилась эта выставка, совместной работой « Аулак»( посиделки) творческого объединения «Надежда», под руководством Ольги Суткевич. Надо сказать, что об этом коллективе я слышала еще лет 15 тому назад от Надежды Захаровой- подруги моей свекрови, самого старого члена клуба, в честь которой и была названа эта группа.
     Честно признаюсь, до этой выставки отношение к этому виду искусства у меня было утилитарное. Не цепляло, а тут, поди ж ты - такая красота! Решено это большое полотно в сложном контрастном бело-красном колорите. По всему полю квадратные вставки с красивыми узорами задников сырыков (вид национальной обуви) в виде арок. По низу полотна разноцветные кисти и миниатюрные сапожки- сырыки. Запомнилась эта работа. Это настоящее произведение искусства. Захотелось побольше посмотреть подобных работ. Видимо, это желание входило в список осуществляемых и через 9 месяцев оно реализовалось в большей степени, чем я ожидала.
     В конце июля мне посчастливилось побывать на Всероссийском фестивале декоративного искусства « Лоскутная мозаика России» в городе Иваново. Этот фестиваль раз в два года проводится там с 1997 года. На нем одной из самых представительных была группа мастеров из Башкирии. Это члены творческого объединения «Надежда». Конечно же, ехала я в качестве поддержки – просто оказалось одно свободное место в газельке.
     Лоскутное очарование началось еще в самом начале нашей поездки и сопровождало до самого города Иваново. Это огромные охристые поля поспевающей ржи и золотистой пшеницы; пестрые желто-коричнево-зеленые полосы подсолнечника, квадраты и прямоугольники других злаков, сады, изумрудные луга самых разных форм, извилистые, поблескивающие на солнце, малые речушки и полноводные реки. Все это пересекалось серой асфальтной магистралью №7 по которой мы ехали и разделялось между собой небольшими проселочными дорогами. Время от времени в центрах этой композиции появлялись маленькие деревушки вдоль дорог и большие города, которые мы объезжали. Думаю, со мной многие согласятся, что красота всего этого земного лоскутного покрывала особенно хорошо видна с борта самолета. Но людям, имеющим богатое воображение, не так уж и трудно представить весь этот многообразный узор находясь в старом микроавтобусе.
     По приезду в Иваново мы узнали, что выставка разместилась в 6 выставочных залах города и 2 прилегающих городах: Шуе, Фурманове. Также были интересные экскурсии в города: Приволжск, Суздаль и Плёс. Опять мозаика из дорог, полей и деревень. Особенно мне, как художнику, понравилась поездка в Плёс. Посещение домика-музея И. Левитана, погружение в творческую обстановку интерьера мастерской, сами картины художника оставили незабываемый след. Эти поездки прекрасно вплелись в узор нашего лоскутного путешествия.
     В самом городе этому фестивалю были предоставлены самые лучшие залы, в которых мы дружной компанией тихо или шумно обсуждали работы мастеров. Здесь были представлены более 400 работ со всей России. Почти все жанры, выполненные тканью. Не только узоры- классика жанра, но и живописные пейзажи , яркие натюрморты, жанровые и абстрактные композиции. Я была в полном восторге от увиденного: большие размеры работ, сложные композиции, красивая цветовая гамма, различные авторские технологии и безукоризненное мастерство исполнения – практически во всех работах. Надо сказать, что работа « Аулак» достойно висела на самом видном месте главного выставочного зала не случайно. Работа мастеров из Башкирии была отмечена лауреатским призом из коллективных работ, а за персональная работу «Песнь Уралтау» автор -Альфия Нугуманова получила гран-при. Вот так ! Эта работа очаровала всех не только любовью к родному краю - это есть во всех работах, но и необычным тонким колористическим решением. В этой большой работе гармонично подобранны десятки оттенков зеленого цвета, собранные в, необычные для тех мест, стилизованные национальные узоры. Немного жаль, что этой работы сейчас нет на этой выставке в «Урале». Она будет в составе большой экспозиции представлять российских мастеров на зарубежной выставке печвока. Так же особый приз получила Елена Шевченко за свою объемную работу – детский развивающий домик- шкатулка «Утро.День.Вечер. Ночь» для игрушек по методу Монтессори.
     Во время работы фестиваля проводились интересные лекции по истории лоскута в различных регионах, а также мастер–классы. Уже поздно вечером эти милые женщины показывали свои наработки для будущих шедевров.
     Я тоже не сидела сложа руки. Попросила у них по маленькому лоскутику и сшила из них пестрое яблочко для своей коллекции яблок в память о них и об этом чудесном лоскутном путешествии.
     А по приезду домой переполненная прекрасными впечатлением от всего увиденного в этой поездке, я тут же начала писать картину - « Посвящение лоскутной мозаике России», которая и висит сейчас в «Урале», встречая посетителей. 06.11.2013 г. Асадуллина Л.Г.