Радужный путь художника

Ляли

Асадуллиной

Выставки

Здесь небольшой обзор по выставкам. На сегодняшний день их около 50, в том числе, более 20 персональных. О больших сборных выставках писать сложно – нервотрепка на выставкомах, какие-то местные интриги и суета, да и фото нет. Здесь немного о наиболее запомнившиеся, камерных, персональных или недавних.

1990 Моя первая персональная выставка была после моей поездки в 1990 году в Дом Творчества им. Репина, что под Вышним Волочком. Немного об этой удивительной поездке, где было полное погружение в мир природы и творчества. Тогда, по молодости лет, будучи еще в Молодежной секции СХ, я воспринимала свое нахождение на этой Даче как само собой разумеющееся, не догадываясь даже, как мне повезло там оказаться. Только спустя много лет я поняла, что мне дала Академичка. Это своего рода рай для художников, где все обустроено для работы. Проживание в 2-х местном домике на двух уровнях с удобной мастерской. Все необходимые материалы можно было купить прямо на месте. Также нам выделили этюдники, планшеты и еще видавшие виды, телогрейки, что было очень кстати, для работы на пленере. Восьмерик с цветными витражами; старая деревянная лестница, уходящая далеко вниз к реке Мсте; музей в старых мастерских с работами мастеров; зеркальная гладь озера, по которой мы не раз плавали на деревянных лодках и небольшие уютные пристаньки у берега; мостик Репина, непременно, с чайками, соединяющий полуостров с большой землей - сказка, да и только. Я попала на Дачу в период начала цветения – конец апреля. Пожалуй, впервые я, городской житель, за эти два месяца увидела всю последовательность цветения - от подснежников и яблонего цвета до всего летнего разнообразия. Мне еще больше повезло - я работала в старых мастерских, пропитанных духом творения известных мэтров. Все это многообразие цветов и природы полуострова вылилось в ряд акварельных работ, которые и были впоследствии представлены в День открытых дверей, непосредственно в своих мастерских. А в выставочном зале художники сдали по одной работе на отчетную выставку в конце заезда. Я представила на суд зрителей свой мостик - «Розовое утро». Пожалуй, эта выставка в моей мастерской, на самом деле и была самой первой персональной – небольшой и не официальной, но ведь была… . Но, к сожалению, нет ни одного фото этого дня, зато есть небольшой каталог.
1991 Так вот летом следующего года, в 1991 в Малом зале Союза Художников Башкирии прошла моя первая персональная выставка - «Акварель». Надо сказать, что в это время я была в ожидании своего первенца. Потому на фото платье необъятных размеров. А через 2, 4 года у сына появился братик. Как человек ответственный и как любящая мать, я целиком посвятила себя детям, а впоследствии, и педагогической деятельности. Потому следующая персональная выставка была только в 2000 г.- юбилейная- 40 лет.
2000 Она была в Малом Зале СХ уже по ул. Ленина. Именно на ней мне предложили вступить в Союз Художников. Это была моя первая безуспешная попытка стать членом СХ.
2002 В картинной галерее «Президент – отеля» была совместная выставка с художником Анатолием Головченко - «Музыкальный вечер». Мы с ним не были друзьями, просто коллеги, которых решил объединить организатор выставки и наши работы были в соседних залах.
2009 Выставка –«Пешком по радуге» в галерее «Урал».
Вначале о самой галерее, о которой надо сказать особо. Знакомство с заведующей этой галереей Кайдаловой Каримой Шариповной было подарком судьбы. Эта милая, душевная женщина с мужским характером является организатором и движущей силой многих творческих проектов по продвижению народного и декоративно-прикладного искусства в Башкирии. Она не только устраивает выставки у себя в галерее, но и на многих других выставочных площадках города и республики. Регулярно проходят фестивали и конкурсы такие как: «Урал-батыр», «Тамга», «Корама-туй» «Аrt-area»,  « Ковры Башкортостана», «Вышитый мир», «Яшмовый край», «Кышлау-зимнее кочевье Кышбабая (Деда Мороза) и др. Часто наши мастера занимают призовые места во Всероссийских и Международных проектах. Во время их проведения проходят мастер-классы и семинары. При галерее активно работает народный клуб «Тан» с которым я ездила на пленэры…( выделить - статья «Художник и Время»), клуб лоскутного шитья «Надежда». С ними я съездила на незабываемую поездку в г. Иваново на Всероссийскую выставку печворка «Лоскутная мозаика России». Эта галерея является своего рода центром ДПИ республики. В ее залах также с радостью выставляются и титулованные живописцы и графики, и студенты. Галерея «Урал» пользуется большой любовью самих авторов и жителей Башкирии. Лично для меня это еще и отдушина. Я прихожу туда на встречу не только с искусством, но и с близким мне человеком. Не часто встретишь личность, полностью понимающего тебя, когда заходишь в ее комнатушку на полчаса, а выходишь затемно. Мне очень дороги наши беседы, но это личное… В последующие годы там же были еще 2 выставки - в 2012 году «Мужчины и женщины» и совместно с сокурсницей Гузель Шенбергер в 2015 году.
2010 Персональная выставка «Радужный путь» в Иерусалимском Культурном центре «Гармония». Это было замечательное путешествие в другую страну, да еще и с собственной выставкой, где с самого начала «светил зеленый свет». Началось с неожиданной встречи в Уфе (но, мы то знаем, что случайностей не бывает) моего одногруппника по институту - Толи Баратынского, которого я не видела лет 20 . За это время он переехал на землю, так сказать, обетованную, смог там адаптироваться и стать известным художником. Он сплотил коллег, выходцев из России, организовав выставки и выпуск хорошего художественного альбома. Он то, добрая душа, и предложил мне провести там мою выставку. Кто ж откажется?! Разговор был перед самым Новым годом. Затем два месяца активной переписки и вуаля- в конце февраля я уже была там. Надо сказать, что Израиль встретил меня двойной радугой над морем, едва успела сфотографировать ее небольшой фрагмент внизу - летели ж на самолете. Это было символично - я везла выставку «Радужный путь»! Полный восторг! Оказывается, до этого там 5 лет не было дождя, а тут был настоящий ливень. О том, как я пришла к этой теме радуги можно посмотреть в статье «Радужный путь»( выделить) Выставка проходила в галерее «Гармония», что тоже символично для меня, в старом центре Иерусалима. А на самой выставке арт-критик Г. Подольская, написавшая хорошую статью о выставке в местной газете, подарила мне еще и свою книгу «Дети радуги», дополнив комплект моих радужных впечатлений. В Израиль я приехала со своей подругой и однокурсницей Маргаритой, сестра которой, Наталья организовала нам прекрасные поездки от Хайфы до Красного моря. Благодарю их всех за помощь в организации и выставки, и путешествия! Что интересно с точки зрения парадоксов, так это то, что я, татарка, дочь атеиста и мусульманки, в страну иудеев везла эзотерическую выставку «Радужный путь» на деньги, заработанные в христианской иконописной мастерской.
2010 Юбилейная выставка в Конгресс – холле. На самом деле там была немного странная ситуация. В этом здании была повышенная охрана и посему, посетителей выставки просто не пускали. Приходилось не раз обращаться к руководству, чтобы народ допускали к картинам. Часто приходила сама, чтобы пропустили, благо живу рядом.
2009- 2012 Думаю, что здесь можно упомянуть и моей особой выставочной практике. В это время я работала в иконописной мастерской, что при Крестовоздвиженском храме, недалеко от моего дома. Это был очень интересный и познавательный опыт в моей духовной жизни. К тому времени, я уже не была атеисткой, понимая, что окружающая жизнь не только то, что можно увидеть и потрогать. Я была в поиске на вечные вопросы о душе и теле, возможностях человека, подлинной истории человечества и др. И мне приходили интересные ответы самым разным способом : через книги, ТВ, интернет или полное погружение в среду, что было в данном случае. Надо сказать, что до этого я с 2002 года находилась на добровольном посту, исключив поступление в организм тяжелых энергий (мясо, алкоголь и др.). Так что батюшка благословил меня на работу над иконами, не нарушив известные правила. К слову сказать, начинала я помощником при мастере и вначале только закрашивала орнаменты. Потом, изучив последовательность и правила выполнения икон, а также имея большой опыт в портретном искусстве ( я работала в Художественном Фонде, в живописном, (портретном) цехе и попросила доверить мне всю икону. После выполнения пробного экземпляра, мне дали написать икону Николая Чудотворца. И тут надо сказать о двух чудесных совпадениях. Во первых -незадолго до этого я побывала в месте, где был Храм Николая Угодника, в Турции - Дебре ( Мира), где он был настоятелем до своей кончины и впоследствии там же захоронен. Во вторых - 22 мая считается Днем Николая Чудотворца после того, как его мощи были перевезены в Италию в г. Бари. И -22 мая это день моего рождения. Мною в этой мастерской было не так много написано икон святых, большей часть были ангелы. Все эти работы находятся в различных храмах на обозрение, так что это тоже, своего рода участие в постоянной выставке. Но, работая там, я так и не стала религиозным человеком и по-прежнему почитаю многих Святых разных народов. Я думаю, что это люди или скорее Учителя, владели возможностью получать больше информации, чем жители того времени, а также они обладали огромной энергетикой, так называемой светимостью, что помогало им творить чудеса и исцелять людей. В это же время, под впечатлением от происходящего со мной, был написан автопортрет с ангелами. Впоследствии, решив улучшить сам портрет, я переписывала его много раз, о чем, конечно же, пожалела. Это было ошибкой. Надо было просто написать другой портрет, ведь тогда я находилась в особом иконописном состоянии, в которое ужу нельзя было вернуться. С этим, наверное, сталкивались многие художники, убеждаясь, что нельзя переделывать работу, написанную давно- это другое состояние, настроение , время, мироощущение. В разделе «галере» показан последний вариант, а здесь, то, что осталось только на фото.
2012 - 2015 Как говорится: «Неисповедимы пути Господни», так сразу же после религиозного храма, я работала в Академии Наук РБ в зале «Науки и Искусства». Можно сказать, одновременно на трех должностях: смотрителем, арт - консультантом и экскурсоводом при необходимости, правда, волонтером так как без зарплаты, но зато была крошечная мастерская, где умещались только художественные принадлежности . Наверное, это была самая маленькая в мире мастерская размером -1х 2 . Да, да…В шутку я хотела подать заявку в Книгу рекордов Гиннеса.)) А картины я писала, конечно же, в самом зале- большом и светлом.) Например, именно там были написаны: «Союз Науки и Искусства», что было очень символично в этом пространстве, «Посвящение Лоскутной мозаике России», « Возрождение России», портреты искусствоведов Э. Янбухтинойи и Л. Кудаяровой и другие работы, также два портрета вице президентов АН, правда по моему мнению, не совсем удачные. В этом зале было несколько выставок Творческого Союза Художников - «Красные ворота», «Адам и Ева», «Против течения» и др. также с моим участием. Там же в 2015 году была моя юбилейная выставка
2014 С удовольствием напишу о двух своих выставках в прекрасной Казани. Первая была в галерее Галерея «Арт-эко», где меня очень душевно принял Фаттахов Ш. Л. По его же рекомендации прошла выставка «Мужчины и женщины» в Доме Дружбы Народов РТ, где также был оказан теплый прием. Я почти месяц , пока шла выставка, жила в Казани и можно сказать, что пропиталась его духом. На меня очень большое впечатление произвел сам город, особенно его историческая часть: белокаменный Кремль с его древней историей, множество небольших православных храмов и мечетей, а также Вселенский Храм; просторная набережная, каналы и озера, пешеходная улица Баумана с вереницей сувенирных лавок, оригинальных музеев, кафе и познавательных развлечений, Национальный музей и Музей Изобразительного искусства, множество, действующих после Универсиады, спортивных сооружений и выставочные залы. Запомнились театры - Кукольный и Камала. Были удивительные поездки в Булгар, Свияжск и Раефский монастырь. По возможности, я почти везде рисовала хотя бы маленький этюд. Были интересные встречи и знакомства. Одно из них – с удивительной женщиной, художником, журналистом, поэтессой и просто хорошим человеком - Ладой Аюдак. Именно благодаря ей я вступила в Профессиональный Союз художников казанского отделения. Совместно с другими казанскими художниками уже будучи членом ПСХ, я участвовала на выставке «Мой квадрат» в Санкт-Петербурге. Но это уже другая история.
2014 Эта вставка была в Библиотечно-информационном и культурном центре искусства и музыки им.В.В. Маяковского, летом. И пока она проходила, исполнилась моя давняя мечта - порисовать мосты Питера. В этом же году я приняла участие в Международном проекте «Ангелы Мира», организованный красноярскими художниками. Участниками этого проекта могут стать художники со всего мира предоставив одну свою работу, выполненную маслом или акрилом , р-м 1х1 м, на тему ангелов. Из сайта проекта: «Ключевые задачи проекта — создание уникального арт-объекта из 365 картин с большой выставочной деятельностью, создание постоянно действующего музея проекта, знакомство зарубежной аудитории с российскими художниками и их работами, а также эффективное сотрудничество с благотворительными организациями. Мы решили объединить художников из разных стран и континентов для создания международного арт-проекта, состоящего из 365 картин (по числу дней в году), своеобразный "Календарь Ангелов Мира". 365 квадратных метров живописи, одна картина, посвященная образу Ангела-Хранителя и высших сил, помогающих людям в их движении вперед, для Созидания, Любви, сохранения Мира на Земле, а также выздоровления духовного и физического. » Девиз проекта-« 365 художников как один вдохновленный миром творец!» Так что , благодаря организаторам этого проекта, я со своей картиной «Ангелы, Знания, Любви и Творчества» постоянно участвую в проводимых выставках, за что безмерно благодарна им.
2015 Персональная выставка в зале Академии наук в дни проведения в Уфе заседаний БРИКСа и ШОС. Было много посетителей и это радовало.
Была выставка на родине моей мамы в Чекмагуше в память о ней к 90 летию со дня рождения. Меня очень тепло приняли руководство и жители этого районного центра.
2016 Ретроспективная выставка в филиале музея им. Нестерова, в галерее «Ижат», что было большой честью выставляться в таком представительном месте.
Все эти годы я представляла свои работы в реабилитационных центрах , в больницах и также в различных библиотеках города.
2019 Осуществилась мечта художника - побывала в Париже! Да еще не просто так, а как участник выставки! Поясню. В 2014 году была моя персональная выставка «Мужчины и женщины» в Казани и я жила там около месяца. Конечно же, я рисовала в самой Казани, а также ездила в Булгар и Свияжск, сделав там несколько этюдов. Затем в Казани была выставка, посвященная Свияжску куда я передала для участия две акварели, выполненные раньше. В конце 2018 года мне позвонила председатель казанского отделения Профессионального Союза Художников Лада Аюдак и сообщила, что у них организуется выставка для показа во Франции по теме Свияжска и обе мои работы были одобрены для экспозиции. «Согласна ли я участвовать и смогу ли я поехать?».Что за вопрос?!! Париж!! Конечно!!! Позже, я представила, что стоило нашему руководителю решить все организационные вопросы. По мне так это просто подвиг. И вот в начале марта наша компания художников поехала в составе большой туристической группы в автобусный тур по городам Европы. Проезд автобусом был выбран по финансовой доступности перевоза картин, а также возможность совместить приятное с полезным - посмотреть побольше и себя ( выставка) показать. Мы были по одному дню в Амстердаме, Берлине, Брюсселе, два дня в Праге, одновременно между столицами мы видели небольшие города, деревни и природный ландшафт этих стран. Изюминкой этой поездки был Париж - аж целых три дня. В народе о таких поездках говорят «галопом по Европам», что соответствует действительности. Тем не менее, мы увидели эти города, достопримечательности, попробовали местную кухню, да еще с хорошим гидом в теплой компании - так что очень даже хорошие воспоминания. 6 марта, в день приезда– была экскурсия по городу с посещением Нотр- Дам де Пари, как оказалось впоследствии, нам повезло, ведь буквально через несколько недель сгорела крыша и он сейчас закрыт для посещений. С огромным удовольствием посмотрели импрессионистов в музее д Орсэ, а вечером были на презентации известных французских стилистов с показом «Русский кокошник», могу предположить, что на самой такой самой парижской светской тусовке http://fra.rs.gov.ru/%20/news/43666, что впечатлило. Надо сказать, что мы через Ладу Аюдак были приглашены как представители России Стеллой Калининой- художественным руководителем парижской галереи “STELLA ART CLUB” и одним из организатором этого показа в Русском Центре Культуры и Науки. На следующий день она тепло выступила на открытии уже нашей выставки. 7 марта после обеда мы готовили экспозицию в Российском Духовно-культурном центре и едва успели все развесить. Открытие выставки «Чудо-остров Свияжск- культурное наследие Татарстана» состоялось вечером. Сама экспозиция была небольшая -17 взрослых участников с 1-4 работами и еще детские рисунки изостудии Лады. Но и сама выставочная площадь была небольшой, так что вся вставка гармонично вписалась в это пространство. Руководитель этой выставки Лада Аюдак в пресс релизе написала следующее : «С 7 по 17 марта 2019 в Российском духовно-культурном православном центре в Париже (Франция) в 700 м от Эйфелевой башни проходит выставка Казанского отделения . Профессионального союза художников СНГ «Чудо-остров Свияжск – культурное наследие Татарстана» в рамках Международного арт-проекта «Татарстанские святыни». Над темой проекта художники работали, вдохновившись словами первого президента Татарстана, Государственного советника Татарстана, Минтимера Шаймиева, учредившего в 2010 г. Фонд «Возрождение», задачей которого является восстановление исторических и культурных памятников Татарстана, в том числе Свияжска и Булгар, с включением их под защиту ЮНЕСКО. Первая выставка «Чудо-остров Свияжск» данного проекта прошла весной 2017 года в выставочном зале «Манзара» Казанского университета. На открытие нынешней выставки в Париже выступили: посол России во Франции – Леонид Юрьевич Кадышев, представитель Татарстана во Франции - Искандер Юсупов, куратор арт-проекта, председатель Казанского отделения ПСХ СНГ - Лада Аюдаг. Её рассказ об исторических событиях на Свияжске, послуживших сюжетами для картин, вызвал большой интерес у парижской публики. Многочисленные посетители знакомились с работами художников: Фирината Халикова – заслуженного деятеля искусств Татарстана, руководителя «Творческой мастерской живописи при Российской академии художеств» в г. Казани, Лады Аюдаг - куратора арт-проекта, Татьяны Тэнч - члена Совета Казанского отделения ПСХ СНГ, Дины Кучинской и Ирины Красновой-Волгиной – членов Союза дизайнеров РФ. Также среди авторов – известные живописцы и графики: Олег Исаев (г. Нижнекамск РТ), Ляля Асадуллина (г. Уфа), казанские художники Гульчачак Ахметсалихова, Павел Тимофеев, Анастасия Мигунова, Тимур Хайруллин, Дина Лебедева, Раиса Хайрудинова, Татьяна Шаталина, Натан Солодухо, мастера декоративно-прикладного искусства – авторского лоскутного шитья (печворка) Татьяна Гнездилова и Вероника Музафарова.Особое место в экспозиции занимают произведения воспитанников Дома детско-юношеского туризма и экскурсий «Простор» г. Казани – изостудии «Простор», руководимой Ладой Аюдаг. Выставка проходит по адресу: Париж, Набережная Бранли, 1, Российский духовно-культурный православный центр.» Что говорить о впечатлениях и о выставке, и о Париже, и о Франции, то мне - не хватило! Три дня –ну очень мало! Не хватило прочувствования города. Хотелось просто побродить по улочкам и поесть круассан с кофе в небольшом кафе, послушать аккордеон или саксофон, порисовать акварелью на улицах этого великого города, пообщаться с людьми и показать свое творчество в большем объеме, в более посещаемом зале. Надеюсь, все получится.