Радужный путь художника

Ляли

Асадуллиной

     Вопреки сложившимся стереотипам, когда художника представляют искусствоведы или другие именитые люди, пишу о себе сама. И дело здесь не в боязни получить вежливый отказ или официальную отписку, а желание поделиться тем, что волнует меня в последнее время, следствием чего и стало большинство моих работ.
     Тема радуги стала основной за последние 7 лет. И это не случайно. Ещё накануне 2000 года сделала 3 работы в несвойственной для меня тогда технике. Картины были выполнены под впечатлением от небесного явления, называемого ГАЛО, которое я видела над Магнитогорском, когда ещё училась в пединституте. Эта иллюминация покорила меня и не покидала несколько лет, видимо, созревала, и разродилась композицией из геометрических форм. Видимо, так на мне отразился, так называемый, миллениум. У них и названия-то не было, просто композиции 1 и 2, теперь – «Река времени» и «Город солнца». В третьей работе «Я - близнец» мне хотелось показать двойственность своего знака Зодиака: всегда трудно выбирать между той или другой стороной и чаще всего так и идёшь по середине – не много имея и всех понимая. Как я теперь понимаю, - это и спасает от крайностей. Хотя так хочется полёта.
     Вернёмся к радуге. Она касалась меня самым неожиданным образом, хотя поняла я это не сразу. Несколько примеров:
   - вела занятия в изостудии «Радуга», названной так ещё до меня;
   - проходила сквозь круглую радугу у фонтана;
   - видела радугу зимой, рано утром ,поздно вечером;
   - видела двойные радуги; радужный шарик за окном поезда;
   - работая в училище, руководила студентами, оформлявшими кабинет физики, в том числе роспись стены, на которой радуга соединяет две части: прошлое – открытие Ньютоном спектра, с настоящим – изображение на мониторе.
     И, видимо, в какой-то момент я задала вопрос: «Что есть радуга?» И ответ не замедлил себя ждать.
     Наверное, в жизни каждого человека бывают очень значимые события, влияющие на последующие годы. Так и у меня летом 2002 года произошла встреча, которая перевернула всю мою жизнь и мировоззрение. Внешне это никак не отразилось, но внутри…Теперь я понимаю ,что ничего случайного не бывает и книга с загадочным названием «Законы радуги» оказалась у меня вовремя
     Я думаю, любой бы на моём месте стал её читать. Для меня она стала настоящим открытием. В ней говорится об эволюции и инволюции, о том, как цвета радуги соотносятся с этапами развития и природы, и социума, о взаимодействии Макро и Микро миров, о рождении нового человека и много другого, о чём я не имела ни малейшего представления.
Как раньше мне жилось легко.
Всё было просто и понятно:
И что читать, куда ходить,
Кого любить и как творить.

И я старалась, как умела,
Всё делать честно и усердно.
Крутилась в ворохах судьбы,
Не замечая, что внутри.

А был во мне тот уголёк,
Что тлеет до поры у многих.
Два варианта у того,
Кто понял, что с ним происходит.

И загорится он в тебе
Или потухнет незаметно
Зависит только от того,
Как ты живёшь на этом свете.

О чём мечтаешь вдохновенно,
Что делаешь, как любишь и поёшь,
С кем дружишь искренне и верно,
Какие ты себе вопросы задаёшь.

И я раздумьями своими:
«Кто я?», «Зачем живу?»,
«Что надо сделать?», «Как смогу?»
Смогла разжечь тот огонёк.

Как интересно мне сейчас –
Мир увеличился в сто раз
И, видит Вездесущий Бог,
Я всех благодарю за это.

Теперь во мне идёт горенье:
Познать вопросы сотворенья,
Понять своё предназначенье,
Всё сделать для осуществленья.

И вопреки другим сужденьям,
Убрав стереотипы мнений,
Иду в нехоженую даль.
Мне ни о чём уже не жаль.

     Позже у меня оказалась книга Терезы Версполь с не менее интересным названием и содержанием: «Возникновение и тайны радуги с точки зрения гетеанизма и антропософии». В ней также говорится о материалистической и духовной картине мира и о возможном синтезе между этими полярными мировоззрениями. Также меня заинтересовал «прафеномен» Гёте, его учение о цвете:

«Свет через тьму красный,
Тьма через свет синяя», -

где тьма – это атмосфера. Меня и раньше, как художника, смущало, что по теории Ньютона белый цвет составной, (состоит из 7 цветов), а, например, зелёный – основной. Что-то здесь не сходилось. Ведь мы прекрасно знаем, что зелёный цвет можно получить, смешивая жёлтый с синим. И мне очень понравилась основная идея Гёте о том, что «белый свет – это простейшая, однороднейшая, неразлагаемая сущность, какую мы знаем, он вовсе не является составным». А главнейшими цветами всё же есть красный, соотносимый с движением, энергией, и синий – спокойствие, познание. Приведу отрывки из этой книги, раскрывающие внутреннюю радугу человека. «Весь окружающий мир гармонизируется в человеке как в некой точке, так что человек может также с полным правом быть описан как микрокосмос. И такое небесное явление, как радуга, являющее собой первообраз, не может не обнаруживаться также и в человеке. Но как это можно понимать? … Вся наша земная природа и Космос одушевлены; в цвете душа природы и всего Космоса становится видимой для человеческого глаза, и человек может душевно переживать цвета и тем самым становиться причастным душе природы и всего Космоса. Цвет – это мост между человеком и душевным миром! У того, что внешне нам является как цвет, есть внутреннее, есть сущностное зерно, и это душа. Человеческая душа своими ощущениями реагирует на видимые проявления мировой души и тем самым доказывает, что обе являются сущностями одного рода, ибо «подобное может быть познано лишь подобным», как гласят слова мудрости древнегреческой ионической философской школы, которые напоминает нам Гёте во введении к своему учению о цветах. …
     На различных двигательных тенденциях цветов Рудольф Штайнер основывает совершенно новое понятие в живописи, «цветовую перспективу». То, начало чему положил Гёте двести лет тому назад в разделе «Чувственно-нравственное воздействие цвета», находит благодаря Рудольфу Штайнеру непосредственно практическое применение для художника и ведёт к совершенно новому применению красок. … Но что значит, что цвет переживается в человеке внутренне? Это значит нечто иное, как то, что человек в самом себе переживает всю сущность цвета в образе его душевных настроений, от тишайшей радости до захватывающего восторга; боль, тоска, надежда, разочарование – душевные настроения во всех оттенках и нюансах протекают через человеческую грудь. «Круговорот мира, круговорот духовности» бушует в собственной груди человека. … Человек несёт в себе свою собственную радугу. Мы несём в нашей груди те же самые силы, которые в облаках ведут к святейщемуся явлению радуги».
     В дальнейшем, анализируя своё прошлое, все эти радужные совпадения и не только, я поняла, что, действительно, ничего случайного не бывает. Многое уложилось в цепочку причинно-следственных связей. Заработал механизм, главным двигателем которого стали задаваемые вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». И приходят ответы самым неожиданным способом: открываются книги на нужных страницах, в разговоре незнакомых людей в транспорте, во время просмотров каналов TV и так далее.
     Приходят книги других авторов. Например, книга Е.И. Рерих «Сокровенное Знание» приснилась мне во сне и на следующий день я купила последний экземпляр. В ней также написано о семеричной структуре человеческого существа.
     Чем больше читаешь эти книги, тем больше убеждаешься в том, как мало ты знаешь. Это известная теория о длине окружности и площади знаний. Такое ощущение, что перед тобой рассыпали огромный пазл сложной картины и нет эталона для сборки. И только ты должен собрать эти цветные фрагменты в единую мозаику истинной картины мироздания.
     Постепенно я поняла, что стала верующим человеком. Не в том виде, которым нас пугали в годы моей юности, без догматизма и принадлежности к какой-либо религиозной конфессии, без атрибутики. Это осознанный выбор пути поиска истины.
     Я поняла, что Бог един и к нему ведут множество разных дорог. Я поняла, что есть высшая справедливость, что за каждое деяние, слово и даже мысли последует или воздаяние, или наказание, что каждый проходит свои уроки, и от того, как он это проходит, идёт или восхождение, или нисхождение, что нельзя делать плохо ни себе, ни окружению, и главным мерилом является твоя совесть.
     Конечно, я не сказала ничего нового, и все эти жизненные правила давались нам с детства родителями, школой, в виде народной мудрости сказками и поговорками, красивыми изречениями великих мудрецов Востока и Запада. Но не всегда мы понимаем, почему так и что за этим последует. И задача каждого думающего человека – выбор правильного пути. А поймёт он это или нет – это уже другой вопрос.
     Я очень рада, что со мной произошло такое прояснение и что очень здорово быть человеком на нашей Земле.
…И находясь лишь в начале пути,
Пытаюсь во всем равновесье найти:
Между красным светом и синей тьмой,
Между правой и левой стороной,
Между глубиной и высотой,
Между «Как можно?», «Нет», «Никогда»
И «Пусть так будет», «Да» и «Всегда»,
Между шаром державным и медным грошом,
Между плодом Знаний и Истины яйцом,
Между мячиком шута и Вечности кольцом.
     Наверное, было бы гораздо легче и в какой-то степени продуктивнее, если бы был твой личный учитель, который указал бы твой единственный путь и что надо взять с собой в дорогу. Но в моём случае я с детства не принимала то, что мне навязывалось вопреки моему мироощущению и желанию. В то же время очень важны моменты самораскрытия, то, что я понимаю или принимаю пусть даже на уровне интуиции.
     То же самое можно сказать и о творчестве. К большому сожалению, я не могу назвать учителя, который давал бы мне уроки мастерства, учил тонкостям акварели. Всему училась, смотря на работы наших известных мастеров на выставках и в альбомах. Проводила различные эксперименты с формами и языком письма. Вот такое самостоятельное заочное образование в учёбе, творчестве и мировоззрении. Я и сейчас в поиске. Всё это довольно долгое время совмещалось в равной степени с работой, семьёй, как, впрочем, у многих моих коллег.
     Так вот о работах. Всё, что волновало в последнее время, оформлялось композиции: «Союз», «Иерархия», «Монада», «Школа», «Пусть всегда будет…» Может быть, моя задача и состоит в том, чтобы показать всё наглядно. Для большей убедительности в картинах есть тексты. Не пишу стихи, зная, какое трепетное отношение к этому слову испытывают профессиональные филологи. Но, тем не менее, пришли эти рифмы, кстати, после посещения Аркаима, и я считаю их уместными в этих работах.
     В серии «Аркаим» изображены три тела: физическое тело маленького человека со всеми его заботами, его большое тонкое тело, дух горы в образе женщины, - и дороги, которые мы выбираем и чувствование этих мест.
     После подъёма на гору Иремель был написан «Полёт».
     Несколько работ выполнены под впечатлением от некоторых произведений Р. Баха, где красной нитью проходит тема любви и свободы выбора. Это картины «Идеи», «Пути», «Любовь», «Мечты». «Шум моря», «Летний бриз», «На пляже», «После дождя» - мои воспоминания о поездах к морю.
     Есть несколько музыкальных композиций, навеянных блюзом. Люблю писать цветы, особенно мои любимые подсолнухи, пионы и весенние белые цветы. Они выполнены в традиционной технике. Здесь стоят другие задачи – показать красоту уже внешнего мира, а природа сама по себе гармонична и не требует ломать формы и изменять цвета. Суметь бы всю эту красоту изобразить.
     Да и сама акварель, как средство выражения наиболее притягательна для меня и выбрана давно, видимо, тоже не случайно. Ведь если посмотреть на это с точки зрения эзотерики, то связь между белой бумагой (а это дерево - земля) и красками (цвет – свет – тьма – огонь) идёт через воду – носитель информации (об этом много говорят СМИ). Она воздушна. Вот вам опять синтез четырёх стихий. В акварельных картинах нет каких-либо грубых, вязких, вредных материалов (масло, разбавители, смесители, лак).
     Кому-то мои работы покажутся иллюстративными или плакатными. Ну и что! В данное время для меня главное не любование красивыми приёмами и нюансами акварельного письма, а раскрытие внутреннего мира, возможный диалог со зрителями. У каждого автора свой круг единомышленников, знакомых и неизвестных, и очень надеюсь, что площадь этого круга будет расти. И в свою очередь, у кого-то тоже появится интерес к цветовым соотношениям и не только. Возможно, не случайно вы пришли на эту выставку или держите этот альбом в своих руках.
     Сейчас я не ощущаю свой возраст и мне не важно, какое место я занимаю в социуме. Главное, мои дети и их будущее, возможность заниматься творчеством и ещё то, что я являюсь частью чего-то очень большого и вечного, что здесь я только в гостях и когда-нибудь вернусь домой.
      До недавнего времени мне нравилось называть себя свободным художником, но с 2005 года мне оказана честь стать членом Творческого союза художников России и Международной Федерации художников при ЮНЕСКО, хотя это мало что изменило. Выставка посвящается памяти моей мамы.

      Информация в печати.
1. «Блюз в малом выставочном». Автор статьи Т. Речкалова. Газета «Вечерняя Уфа», 18.06.1991г.
2. «Акварельная весна». Открытая республиканская выставка. Каталог выставки. Автор и составитель Сорокина В.М. Издательство Инеш. Уфа.2005.
3. «Весенняя акварель». Журнал «Art-house». Авто статьи И. Малышева. Уфа. 2006,
4. «Звуки радуги». «Российская газета» . Автор статьи Рафина Валиахметова. 22 января2009 ,№9(4833)
5. «Искусство Сегодня». Каталог выставки ТСХ. Москва, 2009 г.
6. Наш золотой юбилей». Сборник посвящен 50 -летию Уфимского педагогического колледжа №2. Автор проекта Султанов Р. М, Уфа, 2009 г.
7. «Краски жизни». Газета «Нон-стоп». Автор статьи. Г. Подольская. Иерусалим. 18 февраля 2010.
8. «С радугой в сердце». Каталог персональной выставки. Уфа 2010.
9. III Всероссийская выставка акварели. Альбом-каталог. Автор Ольга Луцко. Курган. 2010.
10. Всероссийская художественная выставка «Пастели России». Альбом-каталог. Авторы: Н.Л. Воронков,А.Н. Гуменюк, В.Ф. Чирков. Омск. 2011.
11. «Пробежаться по радуге босиком». Газета «Республика Башкортостан». Автор статьи Е. Шарова. Уфа.18.09.2012.
12. Visioni Dalla Rossia l arta dei pittori del Bashkortostan. Ufa. 2011.
13. «Древо Любви». Журнал «Рампа». Автор статьи А. Королевский. 2012. №10.
14. «Радуга Ляли Асадуллиной». Газета «Истоки» Автор статьи Л. Кудаярова. №52(872),25 декабря2013 г.
15. «Школа учителей искусства». Юбилейное издание. Автор и составитель Султанов Р. М., Уфа, 2014 г.
16. «Уроки жизни принимая в дар…». Журнал «Рампа». Автор статьи Э.Каримова, 08(274)2016 .
17. «Республика Башкортостан. Актуальные вопросы современного развития». Том 1 , стр. 371 , 2016 г.
18. «Меджлис благородных дам». «Дворянский вестник». Автор статьи Венера ханым мурза княжна Кудашева. №99. 31 мая 2016 г.
19. «Художники Татарстана». Казань. Издательство «Фолиант». 2016 г.
Информация в интернете:

Ierofanta Paravitta Интервью

Республика Башкортостан
• Родилась 22 мая 1960 года в г. Уфе
• 1975-1979 гг. - учеба в уфимском педучилище №2, худграф
• С 1980 г. - работала в БТПК ХФ РСФСР художником живописного цеха
• 1983-1988 гг. - учеба в МГПИ, худграф
• С 1987 г. - участвовала в республиканских, зональных, всесоюзных выставках. Также участвовала в сборной выставке в Италии, Чехии и Франции.
Провела более 20 персональных выставок, в том числе в Израиле.
• С 2004 г. - является членом РОО Международной федерации художников ЮНЕСКО - Творческого союза художников РБ
• С 2014 года член Профессионального Союза Художников, Казанское отделение
• Член Татарского Дворянского Собрания